Самой большой ювелирной легендой 19-20 вв. стал Карл Фаберже и его пасхальные яйца-сувениры
изготовленные по заказу российской императорской семьи.
Дорогие и богатые ювелирные изделия делались в основном по заказам богатых вельмож и по заказу царского двора. А яйца - для царской семьи к разным юбилеям. Но не все изделия были высокохудожественные (кроме 9 яиц). Потому что заказчик хотел, чтобы там и то изобразили и это - и получалось нагромождение.
Особой безвкусицей отличалась последняя императрица - жена Николая 2-го. Она делала сама рисунки отдельных деталей и сама подсчитывала цену. По этим рисункам практически невозможно было выполнить изделие и когда она получала не то, что хотела, то объясняли ей это непрофессиональностью мастера, или вернее - ошибкой, а цену все равно брали ту, которую она указывала. Стоило это конечно гораздо дороже, но это покрывалось количеством заказов от двора. Много изделий дом Фаберже делал для ширпотреба - ложки, вазочки разные и т.д.
Во время революции все было разгаблено, сам Карл Фаберже уехал в Швейцарию, а сын его остался в России, но его арестовали и посадили в тюрьму. А когда советской власти нужны были деньги, то решено было продать сохранившиеся вещи. Нужен был оценщик и его выпустили, потом снова арестовали и снова выпустили. Третьего раза он ждать не стал и бежал в Финляндию через Финский залив.
Одно яйцо - самое дешевое так и не нашлось. Остальные купили богатые коллекционеры и вот только сейчас они были возвращены в Россию. Сохранилось последнее - недоделанное яйцо в честь цесаревича - на белых облаках из хрусталя голубая сфера.
А здесь - очень подробная статья о семье Фаберже и детальные подробности некоторых яиц-сувениров.